Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.
Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...
Странствия по пустыне и «выкапывание» искр в три летние недели. |
Автор: M. Bruk |
29.07.2011 13:58- 4мин. чтения |
Мы разбираем концепцию работы с искрами и отделения искр от клипот.
Вс-вышний показывает нам, что мы — «на правильном пути».
Недельная глава «Масэй», которую мы проходим на этой неделе — наполнена комментариями, которые интерпретируют странствия и остановки евреев во время странствий по пустыне — как работу по извлечению и собиранию искр. Особенно активно данную тему разбирают хасидские авторы, которые используют эту идею Аризаля.
В частности, Леви-Ицхак из Бердичева в книге «Кдушат Леви» обращает внимание, что фраза (Бемидбар 33:2) содержит два словосочетания - «моцэйхем лэмасэйхем» и «масэйхем лемоцэйхем». В первом случае — [Записал Моше] «выходы в путешествия» [по слову Б-га], а во втором случае — [и вот] - «путешествия к выходам». В чем смысл разницы в словосочетаниях?
Говорит Леви-Ицхак, что на каждой остановке евреи обнаруживали нечто, содержащее искры, связанные с клипот — и евреи высвобождали и собирали эти искры.
Интересно обратить внимание, что евреи шли по пустыне, то есть по ненаселенной местности — и искры они обнаруживали не у других народов, которых там не было. Можно сказать, что сами евреи на каждой остановке - совершали некое действие в котором были смешаны искры и клипот — и в дальнейшем они производили «очистку» (бриру) этих искр.
Мы уже разбирали в этом контексте историю с Золотым Тельцом и Мишканом, как исправлением искр Тельца. Существует разработка на английском языке http://www.betemunah.org/stages.html про каждую остановку в пустыне.
Леви-Ицхак выбирает для примера 2-3 остановки. Например, название остановки «харада» — он переводит как ужас (деструктивный страх), который евреи трансформировали в конструктивный трепет перед Творцом. «Митка» - он объясняет как слово «маток» - сладкий — и объясняет как «плохая приторная любовь» - которую евреи трансформировали в правильную любовь ко Вс-вышнему — в «сладкие воды».
= - = - =
Итак, выходы в путешествия — Леви-Ицхак объясняет как: выходы [искр из мест временного проживания] в путешествия
путешествия к выходам — объясняются как путешествия [евреев, которые организовал Вс-вышний к месту] выхода [искр].
= - = - = - = путешествия — это наша работа по выводу искр, которую планирует Вс-вышний Выходы — это судьба искр, высвобожденных нами и выведенных в путешествие по жизни.
=-=-=-=-=
Магид из Кожниц добавляет много интересных аспектов.
Он обращает внимание, что глава «Масэй» с ее 42 остановками читается в три недели траура между 17 тамуза и 9 ава. Три недели — это 21 день. В каждом дне — есть день и ночь. 21х2=42 В этом магид видит связь между странствиями и нашими тремя неделями и говорит, что в этот период мы должны посвятить себя серьезной работе по извлечению искр.
= - = - =
Магид делает совершенно замечательную интерпретацию ключевой фразы этих дней. Сказано, что «все кто преследовали ее, настигли ее меж теснин» (меж теснин — бейн а-мецарим)
Классический перевод объясняет это так: все [враги], которые преследовали ее - [еврейскую общину] — настигли ее в период — меж теснин.
Магид делает уникальную трансформацию текста и дает другой — мистический смысл:
все [евреи], которые гонялись за ней - [шхиной] — настигли ее [шхину] в период — меж теснин.
То есть те, кто хочет «догнать шхину» - постичь мистическую связь с Вс-вышним, могут это сделать в эти три недели.
= - = - =
Магид объясняет это следующей метафорой: Когда министр находится в своем дворце, все боятся зайти к нему, и охрана не пропустит, и сам министр может рассердиться. Но когда Вы встречаете министра на улице — к нему легче подойти.
Сначала шхина находилась в Иерусалимском Храме. Когда Храм был разрушен, Шхина ушла в мир — и мы можем к ней «обратиться».
= - = - =
Это были хасидские комментарии на главу «Масэй».
Дадим еще несколько объяснений, которые используют мистики для понимания этого периода в три недели.
С мистической точки зрения дается объяснение и на те ограничения на веселье, которые есть в эти три недели.
Говорят мистики, что существует внешняя радость и внутренняя радость. Внешняя — более «грубая», она использует в частности вино и мясо как материальные «стимуляторы».
Часто внешняя радость заглушает более тонкие формы — внутренней радости.
И цель глубинной работы в эти три недели — услышать эти тонкие формы святости, о которых говорит магид из Кожниц, так как в этот период — в мире активируется особо тонкая духовная «энергия».
= - = - = Мы можем понять эти идеи еще из других соображений. Вс-вышний никогда не планирует в мироздании печальных событий. Он планирует глубинные позитивные события, но люди — делая ошибки, создают проблемы, которые негативной энергией «ложатся сверху» позитивной энергии Вс-вышнего.
17 Тамуза — День принесения Первых Скрижалей, который был «перекрыт» историей с Тельцом. 9 Ава — День Первого знакомства с Землей Израиля (доклад, принесенный разведчиками). Этот процесс был перекрыт плачем народа. Также 9 Ава — рождается Мошиах.
Отсюда мы видим, что в эти дни — Вс-вышний заложил в мир — мощные позитивные ресурсы, которые были сокрыты — нашими незрелыми проступками.
И подлинная глубинная работы в эти дни, как и подчеркивают наши комментаторы — это не скорбь ради скорби, а смирение нашего поверхностного начала ради раскрытия внутренней глубинной сути, которая приносит еще большую радость — от соединения с Высшим Началом.
Это Высшее начало — связано с Первыми Скрижалями (17 Тамуза), Землей Израиля и Мошиахом (9 ава).
|