На примере Ту би-Швата мы рассмотрим несколько важных особенностей еврейской мудрости. Во времена Храма Ту би-Шват был сугубо сельскохозяйственным «прикладным» праздником, связанным с отделением десятины от урожая плодовых деревьев. После разрушения второго Храма и изгнания евреев из Израиля — праздник потерял свое практическое значение. В Средние Века величайший каббалист Аризаль - «создал» для этого праздника новый — глубинный смысл, связанный с идеями развития человека. Интересно, что он, сравнив человека с плодовым деревом, «активировал» как внешний так и внутренний миры человека. С «внешней стороны» так же как дерево приносит плоды, которыми мы пользуемся, так же и человек должен приносить плоды в этот мир. С «внутренней стороны» так же как в дереве внутри текут соки, оживляя дерево, так же и в человеке должен присутствовать внутренний мир, который нас оживляет.
Динамика иудаизма Внутри иудаизма есть «дискуссия» - должен ли иудаизм меняться со временем. Некоторые считают, что традиция — это отказ от изменений. К сожалению из-за такого взгляда многие современные евреи отходят от иудаизма, так как они ищут «современные и динамичные» системы и иудаизм им кажется старомодным и устаревшим. Мы должны осознать, что ситуация гораздо глубже. В нашей традиции есть практические действия (заповеди-мицвот) и есть их глубинные смыслы. Мир заповедей более консервативен. Но мир раскрытия глубинных смыслов заповедей — должен быть динамичным. По мере роста сознания человечества классические заповеди приобретают «новые слои» смыслов, которые делают заповеди более «живыми» и влияющими на наш внутренний мир. Самыми знаменитыми авторами, раскрывавшими глубинные смыслы были — Аризаль, классики хасидизма в том числе ХаБаДа, рав Гирш, рав Кук, рав Соловейчик и другие. Интересно, что есть несколько путей освоения мира еврейской мудрости. Человек, родившийся в религиозной семье — сначала осваивает практическую сторону заповедей. В детстве он еще не готов воспринимать «глубинные» идеи. Когда он вырастает, у него появляется выбор. Некоторые религиозные евреи к сожалению так и не заинтересовываются глубинными смыслами и их соблюдение заповедей становится подобными привычкам, которые делают, не задумываясь. Им даже дали название FFH `- Frum From Habit (религиозные по привычке). Но более зрелые евреи по мере взросления осваивают глубинные смыслы и их соблюдение заповедей оживляется и становится более зрелым. В частности, одна из основных задач каббалы - раскрытие глубинных смыслов заповедей и евреи с помощью каббалы делают соблюдение заповедей особенно «оживляющим». Рассмотрим светских евреев, которые не воспитывались в религиозных семьях. К сожалению о глубинных смыслах заповедей очень мало написано в доступных источниках (в том числе на доступных языках). И светские евреи думают о заповедях только с их внешней стороны. Но, будучи взрослыми, они (в отличие от детей) имеют свободу выбора и реализуют ее тем, что выбирают не быть религиозными. Если наш светский еврей — интеллигентный человек, ищущий духовность, ему нужно обеспечить доступ к книгам, описывающим глубинные смыслы, к трудам хасидизма, рава Гирша, рава Кука и т. д. Кстати, основные их труды есть в переводе на английский язык и небольшая часть — в переводе на русский. Интеллигентный человек не может не впечатлиться красотой и глубиной идей, связанных с внутренним смыслом заповедей. И постепенно он все больше узнавая, становится достаточно зрелым, чтобы попробовать заповеди, оживляя их глубинным смыслом.
|