Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.
Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...
Восемь свечей Хануки как восемь уровней осмысления праздника |
Автор: M. Bruk |
08.12.2015 14:29- 7мин. чтения |
Восемь свечей можно рассматривать и как восемь ступеней развития человека: от маленького ребенка до лидера мирового масштаба. Свеча 1: Детская Восемь тем-свечей делятся на две группы (по четыре «свечи»-темы): Первая группа – это классический мир еврейства с его темами, доступными большинству. Свеча 1: Детская Очень важно, чтобы из детства на нас смотрели позитивные и красивые, теплые и яркие сюжеты. Потом, будучи взрослыми, мы будем опираться на них, но не ограничивать себя только детским опытом. В случае Хануки, это: Наш «материальный» интерес к делу в виде хануке-гелт (в переводе с идиша «ханукальные деньги», на иврите — дмей Ханука), подарков, с помощью которых взрослые поддерживают наш интерес к теме. «Вкусовые» спецэффекты. Взрослые косятся на суровые требования диет, исключая, в первую очередь, жирное и жареное, а ханукальное меню – именно таким и балует. Но дети еще могут себе позволить чистую радость от жареных в масле латкес и пончиков с повидлом... и пронести воспоминания об этой радости в своей памяти через всю жизнь. «Эстетические» спецэффекты (привет от греков-эстетов). В Хануку всегда все устраивали концерты, так как это не праздник из Торы, когда нельзя включать электричество и есть другие ограничения. В Хануку всегда все ходили на такие мероприятия, запоминая артистов на сцене, а в антракте - пончики и латкес. Ну и, наконец, главное воспоминание – свечи или масляные светильники на окне, когда внутри дома тепло и уютно, а за окном – холодно, хмуро и негостеприимно. Очень контрастная картина – живой огонек свечи на фоне сугробов и ветров. Идеальная картинка для «загрузки» в память ребенка. Детская Ханука – это радость, свет, тепло, вкусно и монетки звенят в кармане. К сожалению, «советские» евреи детский этап недополучили, но мы сейчас можем дать его нашим детям... Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая) Из всех еврейских праздников только Ханука имеет в себе военно-победный аспект. Вообще и для большинства самих евреев и для европейцев, среди которых жили и живут евреи, далеко не очевиден факт того, что евреи могут быть воинственными. Дадим кратчайший обзор еврейского героизма. Авраам ввязывается в мировую войну, чтобы высвободить племянника Лота, и побеждает в этой войне. В городе Шхем происходит изнасилование дочери Яакова – Дины. Влюбленный в нее принц, сын начальника города, берет девушку силой. Шимон и Леви – братья Дины и сыновья Яакова – вырезают весь город (не без помощи хитрости), демонстрируя, что нельзя оставлять безнаказанным подобные происки. Далее, будучи в рабстве, евреи растеряли свой пыл. Во время выхода из Египта в роли великого полководца был ближайший ученик Моше – Йеошуа бин-Нун, который начал свою военную карьеру, сражаясь с амалекитянами, напавшими на евреев в пустыне. В дальнейшем, когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа возглавил всю военную операцию по изгнанию и уничтожению хананейцев. В первую эпоху, до имперского периода истории, начавшегося с вавилонского изгнания, у евреев было немало героев. Самые яркие: пророчица Двора, организатор разгрома хананейцев, Шимшон (Самсон) – великий воин, Царь Давид – самый выдающийся полководец всех времен и народов (по совместительству – величайший поэт, автор-исполнитель своих псалмов). Евреи лишились репутации воинственного государства, но в частном порядке охотно воевали (часто, как наемники) в разных сражениях, и были весьма знамениты. Ханукальный сюжет пробудил новое измерение боевого духа евреев. Но тут «вмешался» Вс-вышний. Среди императоров греко-сирийского государства объявился религиозный фанатик, который решил силой навязать евреям греческий уклад и запретить еврейский образ жизни. В истории было множество чудес, приводивших евреев к победе. Ведь главный режиссер истории – Вс-вышний – знает, как развить сценарий в правильную сторону. Кстати, подобные чудеса помогли евреям победить и в наше время – в Шестидневную войну. А что было между античностью и современностью? Во времена Рима евреи были славными воинами, но Вс-вышний уже имел другой сценарий. И хотя героизм евреев был особенно ярко выражен (вспомним Массаду и восстание Бар-Кохбы) в борьбе с римлянами, но было суждено им проиграть в войне и отправиться в изгнание - галут, чтобы распространиться по миру и прославиться не воинскими доблестями, а чем-то более серьезным. Евреи несли свет миру, но мир еще не был готов оценить свет, идущий от евреев. Почти две тысячи лет евреи в период активности христианской традиции в Европе усиленно принижались. Образ еврея превратился в слабого и беззащитного. С одной стороны, евреев обижали дикие средневековые европейцы. С другой, христианская доктрина самоутверждалась за счет подавления еврейского духа, делала из еврея вечного «козла отпущения» и пытаясь стать «Новым Израилем», угнетала иудеев. Важно осознать, что до ХХ века евреи многие века свыкались с ролью униженных, а соседи евреев злоупотребляли этим положением. ХХ век многое изменил в мире. Что касается нашей темы, то стоит обратить внимание на две войны. В первой мировой войне евреи получили возможность воевать в обоих лагерях, и многие евреи совмещали чудеса героизма с еврейской смекалкой, прославившись как великие и мудрые воины. Во второй мировой войне еврейский сценарий поменялся: фашизм развязал Холокост, но в антифашистской коалиции было множество евреев и, более того, у них появился объективный повод не просто воевать, а реально ненавидеть врага, что придавало их доблести еще больше героизма. Многие из тех великих воинов стали костяком армии Израиля (ЦАХАЛ). Вс-вышний поддерживает нашу доблестную израильскую «военщину» и в современном мире: образ слабого и беззащитного еврея сменяется на образ израильтянина-воина. Свеча 3: Ритуальная Главное украшение Хануки - ритуал зажигания свечей. Самые мощные возможности хранятся в мистических интерпретациях ритуалов. С другой стороны, в каббалистической системе сфирот есть десять сфирот: из них семь считаются «приземленными», то есть более доступными нам, а начиная с восьмой сфиры – три верхние – принадлежат к Высшему миру, доступ к которому требует духовного опыта. Свеча 4: Храмовая Напомним, что духовная часть Хануки строится вокруг сюжета зажигания Меноры в Храме. Изучая строение Храма, мы можем понять то, как мистики видят духовное устройство человека. Огонь и свет, идущие из Меноры, выражают, в том числе, суть и проявления души человека. Храм – внутри нас. Менора – внутри нас. Масло – внутри нас..... Свеча 5: Идентификация Когда возникает духовный конфликт между системами, это позволяет глубже задуматься каждому носителю системы: что же нас определяет, чем мы отличаемся от наших оппонентов. Интересно, что история говорит о двух этапах в греческом мировоззрении. С другой стороны, более поздняя Греция является родиной науки и логики. Свеча 6: Интегральная («Мы берем лучшее от них») В первой половине ХХ века еврейская мудрость обогатилась подходом рава Кука, который разработал теоретическую методологию, позволяющую евреям черпать ценные инструменты у других систем, сохраняя свою идентичность. Согласно мнению исследователей, способ глубинного комментирования еврейских текстов частично был заимствован из греческих методов анализа текста, в частности, гомеровских творений; каббалистическая система сфирот была заимствована из греческой философско-мистической системы эманаций, разработанной неоплатониками, а Рамбам ввел в иудаизм логические подходы, взятые у Аристотеля. При этом связь между подходами евреев и греков отражает благословение из Торы, данное сыновьям Ноаха. Сказано, что «Яфет (греки) будет жить в шатрах Шема (евреи)», то есть мудрость «греческого типа» станет ресурсом, развивающем еврейскую мудрость. Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся») Зрелые системы проходят в своем процессе развития через кризисы. Этот процесс стимулирует появление новых аспектов, а также требует умения защищаться от «происков» сил, злоупотребляющих ситуацией. В истории Хануки была масса поучительных моментов, изучая которые мы можем многому научиться. Свеча 8: Лидерская Для серьезных процессов очень важно наличие достойных лидеров. В истории Хануки семейство Хашмонаим и, в частности, Йегуда Маккаби являлись ярким примером лидеров, которые вели народ к победе. Лидер должен брать на себя ответственность за народ и за ситуацию. Он должен быть готовым к принятию неординарных решений. Ханука напоминает об этом. Желаю всем читателям, чтобы свет Хануки одухотворил нас и помогал в течение всего года быть достойными людьми и достойными евреями. |