(Из раздела: Сделай сам.)
Изучение одежд Первосвященника и посвящения коhэнов становятся очень актуальными, если вспомнить, что Тора написана для нас и сейчас.
Наши мудрецы обращают внимание на то, что душа одевается в мысли, слова, чувства, поступки, как тело в одежду. Первосвященник в нас – это самая возвышенная часть в нас.
Говорит Тора: "Сделай священные одежды для Аhарона, своего брата, для уважения (לכבוד ле-хавод) и для красоты (לתפארת ле-тиф'эрет)" (Шмот, 28:2). Рабейну Бахия говорит: кавод и тиф'эрет – функция этой одежды. В "Мегилат Эстер", например, сказано, что, решив идти к царю, Эстер оделась в Малхут, то есть взяла на себя эту роль. Мальбим объясняет, что кавод – это изначальное уважение к себе. Данность, не основанная ни на чём, кроме того, что мы созданы Всевышним по образу и подобию. Тиф'эрет (красота) создаётся нашими поступками. Вспомним, тиф'эрет, – кроме всего, способность в каждой детали Творения видеть и чувствовать общую гармонию, поэтому тиф'эрет включает в себя также мысли и чувства, создающие гармонию.
Одним из основных качеств Аhарона была способность мирить людей, демонстрируя им самые высокие качества как в них самих, так и в тех, с кем у них был конфликт. На уровне "высшего Я" у евреев не может быть конфликта. Но для этого нужно чувствовать "высшее Я" в самом себе. Коhэн в нас берёт на себя функции кавод и тиф'эрет – поднять в нас и в людях вокруг нас чувство собственного достоинства и гармоничного видения мира.
Теперь, когда стали понятны базовые чувства, в которые нужно "одеться", перейдём к деталям:
- Хошен, носимый на груди, с 12 вставленными камнями, помогает очиститься от неправильных решений, когда мы судим других и себя -Эфод, на который крепится хошен, закрывающий также нижнюю часть спины и ноги, очищает от случайного идолопоклонства, в том числе поклонения своему эгоизму. Когда мы идём (то есть реализуем свой потенциал), такое поклонение эгоизму случается. - Меиль – мантия с колокольчиками очищает от развязного языка. Звон колокольчиков, также напоминал первосвященнику, что каждый его шаг слышен всем. Сегодня это так же актуально. - Ктонет – хитон (халат) очищает от непреднамеренного убийства, включая оскорбления себя и других. - Мицнефет – тюрбан очищает от гордыни. - Авнет ( пояс ) от похотливых мыслей. -Золотая пластинка на голове – от наглости. - Михнесей-бад ( льняные штаны ) помогают избавляться от наготы (во всех смыслах).
Упражнение. Одежды Первосвященника
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Найдите в себе Первосвященника и, конечно, вместе с Творцом, оденьте эту часть в перечисленные выше одежды. Не будем торопиться. Дадим себе почувствовать энергию каждой одежды: хошена, хитона, мантии, эфода, тюрбана, венца, пояса, штанов. Найдём их в себе и оденем
Скучно не будет, как я и написал в начале, Сделай сам.
* * *
часть 2
В конце недельной главы описывается структура жертвенника для воскурений. Вслед за комментаторами зададимся вопросом: А почему здесь?
Ведь все остальные компоненты Мишкана были описаны в предыдущей недельной главе. И зачем нужно было описать все одеяния первосвященника, способ его посвящения на службу, а потом вернуться к разговору о золотом алтаре – месте службы первосвященника. Как мы знаем, на жертвеннике приносилась два раза в день смесь из 11 благовоний, 10 из которых обладали приятным запахом, а одно – противным. Но вместе они создавали потрясающий аромат. Их перечень мы ежедневно вспоминаем в утренней молитве и тем самым их приносим Творцу. Сфарадим читают их также после обеда, а у ашкеназим Эрец Исраэль есть обычай читать их ещё раз после утренней молитвы. Найди их в любом молитвеннике, они нам чуть позже пригодятся 11 благовоний соответствуют и искупают, говорит Аризаль, 11 сфирот Ситра ахра, то есть обратной – негативной – стороны. 10 благовоний параллельны 10 позитивным сфирот, а одиннадцатая – это энергия, которая питает эти 10, ибо они не могут получать энергию прямо из Источника.
Золотой жертвенник имел качество Гвуры (Правосудия) Творца и силу не допустить нарушения, как в случае с сыновьями Аhарона Надавом и Авиhу, а с другой стороны – спасать от мора. Чтобы подчеркнуть важность и силу этого жертвенника, его создание было описано после того, как коhэны были уже полностью готовы к его работе, а не раньше, вместе с остальными предметами Мишкана. Даже сегодня есть спор: заслуживает ли человек смертной казни Небес, если он по невнимательности упускает один из ингредиентов. Большинство склоняется к тому, что всё-таки нет, но тем не менее рекомендуют их читать, а не произносить по памяти. Это показывает, насколько серьёзно йеhадут относится к принципу "прочтение соответствует действию". давар – это и слово, и вещь.
В Йом-Кипур, когда коhэн клал благовония на угли алтаря, раздавался шипящий звук. Он напоминал шипение Нахаша и шипение человека, шепчущего другому сплетни (лашон hа-ра). Жертвенник искупал промах злоречия, и облако, поднимавшееся от углей в Святая Святых, давало возможность первосвященнику выжить. Святая Святых в нашем доме – это спальня, и поэтому ещё раз становится понятным, почему там нет никакого места для пошлостей или непристойной речи во всех её проявлениях. А в салоне? Безусловно, тоже. Ведь сам жертвенник находился вне Святая Святых. Самых близкий контакт с Творцом в молитве, говорят мудрецы, происходит во время молитвы "Амида" и начинается с просьбы "Открой мои уста". Как-то, уходя после молитвы от Котеля, я спросил Творца: "Часть людей уходят пятясь, другие – поворачиваясь спиной к Котелю. А как правильно?" И получил ответ: "Главное, уходя, не поворачивайся спиной ко Мне".
Упражнение. Жертвенник для воскурений в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь. Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь. Спросите: "Где золотой жертвенник во мне?" Найдите и почувствуйте его энергию. Попросите Творца помочь почувствовать энергию 11 благовоний. Положите благовония на жертвенник и почувствуйте энергию очищающего нас облака. Этот Шабат называется "Шабат Захор" мы читаем отрывок: помни что сделал тебе Амалек... Единственный Шабат когда присутствие женщин обязательно при чтении этого отрывка.
Download MP3 Тецаве. Первосвященник в нас
автор текста: рав Ефим Свирский
иллюстрация: профессиональный художник Марат Брызгалов |
Комментарии
благодарю за уточнение эмоций проявление Руах.. а то все душа душа..))