Хотел бы предложить короткий пересказ с комментариями.
Некий человек устроил большой пир куда пригласил многих мудрецов, а так же своего друга Камцу, но слуга перепутал и пригласил его врага Бар Камцу. Увидев на пиру своего врага, хозяин пира сказал Бар Камце: убирайся!
На что то ответил: посколько я уже здесь, дай мне остаться, и я заплачу за все что я съел! Потом он предложил оплатить стоимость половины пира,а потом и стоимость всего пира. Хозяин отверг все предложения и вытолкал Бар Камца в шею. Униженный Бар Камца сказал:там были мудрецы, и они ничего не сказали. Я отомщу им всем. Он пошёл к римскому императору и сказал: евреи восстали. -Какие у тебя есть доказательства? спросил император. - Пошли жертвоприношения: сказал Бар Камца и посмотри примут ли они его. По дороге Бар Камца нанёс животному рану, делающего его непригодным к жертвоприношению. Мудрецы хотели тем не менее принести это животное в жертву, ради мира с римом, но рав Захария бен Авкулус сказал: Люди скажут, что животное с изъяном можно приносить на алтарь?
Тогда мудрецы предложили убить Бар Камцу, чтобы он не донёс. Рав Захария воспротивился и этому предложению: люди скажут: за то что человек нанёс рану животному его можно убить!?
Сказал ( намного позже) рав Йоханан/ скромность рава Захарии бен Авкулуса разрушила храм, сожгла святая святых, и изгнала нас из нашей земли.
Римский император послал военачальника Нерона на Иерусалим. Приблизившись к Иерусалиму Нерон выстрелил из лука на восток, а стрела упала по направлению к Иерусалиму. Он выстрелил на запад, на север, и на юг, но стрелы каждый раз падали по направлению к Иерусалиму. (Это чудо показалось Нерону недостаточным?) Он спросил еврейского мальчика: а что вы сейчас учите? Мальчик ответил: пророк Изикиэль: ( Говорит Творец) Я обрушу свою месть на Едом посредством Моего народа Израиля. Сказал Нерон : Творец хочет разрушить свой дом и вытереть потом руки об меня? Он убежал, перешел в Иудаизм, и от него родился рав Меир...
Одна из общих пронизывающих тем гмары, как мне кажется -это узость видение ситуации её участниками. Почему талмуд не сообщает нам из-за чего хозяин пира и Бар Камца стали врагами? Один из возможных ответов: это неважно.
Но что мы знаем о Бар Камце? 1)Он очень богат- он может и готов заплатить за весь пир. 2)Его честь для него- всё 3) Он близок к римскому императору: не каждый может прийти, и ещё что б ему доверили жертвенных животных. 4)Он мстительный человек с отвратительными чертами характера,что несомненно проявлялось и раньше. Выкидывая такого человека с пира на виду у всех, нужно было подумать о возможных последствиях, которые могли быть ( и стали), больше чем о каких-то личный счётах.
Комментаторы говорят: мудрецы не вмешались, поскольку считали что это ничего не даст. А вот Мидраш говорит обратное: Иерусалим был разрушен за то что праведники даже не пытались исправить то что делали грешники. Более широкое видение говорит: если ты видишь несправедливость, попытайся её исправить, и даже если у тебя это не получится, это все равно тебе зачитывается как успех. И действия даже одного человека могут иметь далеко идущие последствия. Бар Камца в своей ненависти не подумал, а что будет с его положением, богатством, близкими и родственниками когда вся земля будет разрушена и народ будет изгнан? Не говоря уже о его душе Рав Захария бен Авкулус, опять же смотрит на детали дела и не смотрит на общую картину. Единственный кто посмотрел на общую картину- это был Нерон. И сделал выводы. Прочитав эту гмару, напрашивается резонный вопрос: мы бы ожидали в конце, как подведение итогов фразу, например, беспричинная ненависть разрушила храм.
А что мы слышим вместо? Мы слышим сарказм: Скромность рава Захарии бен Авкулуса разрушила храм... Тоесть есть связь между ложной скромностью и беспричинный ненавистью. И связь эта - низкая самооценка, та же которая изначально и привела энергию девятого Ава, когда народ поверив разведчикам начал плакать и говорить: по ненависти Своей к нам Творец, привёл нас сюда убить нас и наших детей... То есть вначале человек считает что он недостоин, потом он считает что все будут считать что он недостоин, ну а Творец уж тем более. А уж если Творец считает, что я недостоин и привёл к этой ситуации, то конечно же ещё и ненавидит. Так человек сам себя загоняют в эмоциональную ловушку чувствует себя жертвой и начинает плакать из-за жалости к себе создавая всё больше и больше стен между собой и Творцом.
Ложная скромность, так же базируется на низкой самооценке. Когда человек не чувствует беспричинную любовь Творца и не чувствует что он уникальная Б-нная душа, он воспринимает критику своих действий, поступков, качеств характера, как критику своей сущности. И тогда человеку кажется что его просто уничтожают, а это очень больно. И тогда с одной стороны, он начинает бояться критики (а что скажут люди), а с другой страны боль от критики приводит его в ярость. Его ненависть к критиковавшему его человеку, переходит все границы и становится именно беспричинный ненавистью.
Рецепт лечения: перестать ненавидит себя, никогда не критиковать не себя, не людей, а только свои или их поступки, причём тон играет наиважнейшую роль, почувствовать беспричинную любовь Творца, что не трудно, если вы сами родители и чувствуете эту любовь к вашим детям. Творец наш идеальный родитель. Каждый даже самый маленький шаг в этом направлении-мицва И сегодня идеальная неделя для этой работы. Шавуа Тов
автор текста: рав Ефим Свирский
иллюстрация: профессиональный художник Изроэль Горелик |
Комментарии
Это заседание Высшего Санхедрина по поводу жертвы Бар Камцы.В Гмаре Гитин 57а рассказывается, что Бар Камца нанес увечье такое,что у римлян увечьем не является,но является увечьем у евреев.Есть там 2 мнения-либо он повредил губы животного,либо веки.На иллюстрации представлены оба мнения.В центре восседает глава Санхедрина Рабан Шимьон бен Гамлиель.По его левую руку сидят в 3 ряда мудрецы.Нижний ряд-хаверим,муд рецы,далее-сред ние,бейнониим,в верху-ученики,т алмидим.3-й верхний ряд.Крайний слева-сам Захария бен Эвколос.Он по уровню и опыту должен был быть внизу,с хаверим.Но ведь именно из за его излишней скромности сожгли наш Храм.Поэтому он сидел с талмидим,ученик ами.Голосование шло сверху вниз.Почему?Вед ь сверху сидели молодые,без опыта.Если бы было наоборот,и средние и ученики голосовали так,как большинство мудрецов-хавери м из уважения к последним.Все напутал Захария бен Эвколос.Он-мудр ец,сидел из скромности с молодыми.Которы й прежде всего смотрели на него.
1-й раз хотели жертву все таки принести,чтобы избежать войны.Захария заявил-Что,можн о приносить жертву с увечьями?Тогда решили казнить Бар Камцу,чтобы он не донес Риму,что жертву не принесли.Тогда снова встал Захария и заявил-Вы казните человека только за увечье животному?!Не принесли жертву и не казнили Бар Камцу.Что привело,из за буквоедства Захарии бен Эвколоса,к разрушению Храма