Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.
Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...
Динамика развития религиозных течений, место Израиля, природа антисемитизма |
Автор: M. Bruk |
15.02.2016 10:35- 7мин. чтения |
С утра на меня вышли журналисты израильского радио РЭКА и пригласили дать на израильскую аудиторию интервью на тему взаимоотношения государства и религии. Взаимоотношение религии и общества — очень неоднозначная тема. Правильный взгляд на проблему можно сделать — рассмотрев более широкий контекст, сравнив ситуацию с нашими братскими проектами — христианством и исламом. Христианство на определенном этапе перестало играть доминирующую роль в Западном дискурсе. Светские ценности, частично заимствовав иудео-христианские идеи, провозгласили желание уйти в свободное (от религии) плавание. Эта тенденция стала выглядеть как неумолимый тренд, который должен как бы высвободить мир от «религиозного засилья» (как это формулируют активисты светских путей). Но — мы должны смотреть на всю картину. авторитетом духовной власти. При этом Египету удалось совершить «контрреформацию» (в продуктивном смысле). Но — возможно, что исключение (в лице Египта) на данном этапе подверждает правила, остальной арабский мир — резко встал под знамена религиозных ценностей. И если мы будем анализировать двух главных игроков, то мы увидим — две полярные системы с точки зрения взаимоотношений религии и власти.
=-=-=-=
=-=-=-=
=-=-=-=-=
(а) Обе мировые религии зародились, опираясь на ключевые подходы иудаизма, который является для них родительской религией. (а1) после периода родов, когда «пуповина связи» была «перерезана», обе религии постепенно перешли к стадии «подросткового бунта», когда для самоутверждения им понадобилась дистанцироваться от родителей, чтобы самоутвердиться и доказать возможность определенной самостоятельности. (а2) на «короткой дистанции» - этот бунт можно было бы воспринимать как антагонизм иудаизма и порожденных им мировых религий. (а3) но для серьезной работы нам необходимо смотреть на мир в более глобальной перспективе. (а4) это означает, что на этапе большей зрелости — необходимо реализовать проект ”Reunion” - при котором стадии экстремальных крайностей (потеря христианством авторитета и абсолютизация исламского авторитета) сменятся новым уровнем продуктивным взаимоотношений: Кстати, интересно, что в отличие от Западной Европы, совершившей крен в атеизм, на постсоветском пространстве произошла гораздо более продуктивная ситуация взаимоотношений религии и власти. И хотя и здесь до идеала далеко, но тем не менее — отношения религии и власти находятся в рамках продуктивных взаимоотношений — с открытостью к диалогу с обеих сторон.
=-=-=-=-= Еще раз подчеркнем: сейчас, находясь в оторванным друг от друга дискурсах — Запад видит в Арабском мире — только бандитов, игнорируя религиозный дискурс, а рабский мир видит в Западе только безбожников, игнорируя цивилизационный дискурс.
=-=-=-=-=-= ЧАСТЬ 2 КРАТКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ В свете вышесказанных выкладок, важно понять динамику проявления еврейского присутствия на геополитической карте. До 1948 года — еврейское присутствие проявлялось: Важно отметить, что все антисемтиские проявления являлись однозначно выраженным симптомом анти-прогрессистских течений, которые таким образом подменяли умение работать с будущим — на ретроградные рецидивы, под которые они легко объединяли те силы, которые свой страх перед будущим заглушали присоединением к антимемитскому дискурсу.
=-=-=-=-=
По этому поводу мы должны разделить деятельность Сталина ра два этапа — до войны и после. После войны Сталин столкнулся с тем, что огромное количество советских военных прошло пол-Европы и увидело европейский образ жизни. =-=-=-=-= Как мы можем увидеть, еврейство от более частных феноменов (общинного и творческого) расширилось до геополитического — до присутствия на карте мира в виде серьезного государства, которое на своем пути выдержало и преуспело в нескольких серьезных войнах и которое должно стать важным игроком — в больших мировых планах. =-=-=-=-= При этом — Израиль пока не показал себя в рамках цивилизационного дискурса. =-=-=-=-= Мы можем сказать, что Израиль РОДИЛСЯ в 1948 году. Можно сказать, что Израиль проходит подростковый этап созревания и сейчас должна быть поставлена задача — перехода к взрослости — при которой будет освоен опыт не только внутри Израильского общества, но и возникнет роль Израиля — как ключевого игрока на общемировой арене. =-=-=-=-= Интересно обратить внимание, что Израиль с самого начала стал игроком общемирового масштаба. Но Израиль был не столько субъектом, сколько объектом в публичном пространстве. Израиль практически никогда — официально не проявлял себя в глобальной политике. Но при этом глобальные политики в мире — регулярно обращали свой «пламенный» взор на Израиль. Известен факт, что ООН посвятила огромное количество свои резолюций осуждению Израиля. Он был только в статусе вечно «ругаемого». Если более серьезно проанализировать эту ситуацию, то можно оценить ее следующим образом. Мир (а если говорить более возвышенным языком — Б-г через мир) все время выводит Израиль в общемировой дискурс, переводя Израиль из «местечкового» уровня на уровень мировой политики. Но сам Израиль до данного момента ни разу не «подавал голоса», не претендовал на роль субъекта, оставаясь в позиции то ли оправдывающегося, то ли молчащего, но всегда объекта со стороны разных активных сил. =-=-=-=-= То есть — Израиль для некоторых политиков был универсальным «посылаемым», если не о чем было сказать, но хотелось «засветиться» на мировой арене, то можно было «попинать» Израиль и таким образом «отметиться» на трибуне, чувствуя свою значимость. =-=-=-=-=-= Если слегка поирорнизировать, то можно сказать, что Израиль должен брать процент с тех политиков, которые пиарятся и зарабатывают свой авторитет на «пинании» Израиля (за неимением более конструктивных идей). =-=-=-=-= С одной стороны, бесплодные режимы — с помощью Израиля получают повод для риторики на которой они зарабатывают авторитет. =-=-=-=-= Мораль данного дискурса двоякая. С одной стороны, очень полезно осознавать текущую роль Израиля как объекта-контента критики в глобальных риторических дискурсах. Но с другой стороны, ключевой задачей Израиля и еврейской цивилизации должен стать поиск роли субъекта, предлагающего миру новые модели развития. |