Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.
Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...
Классика и новаторство |
Автор: M. Bruk |
05.12.2018 02:51- 5мин. чтения |
Общечеловеческая история проходит ключевые этапы в своём процессе развития.
Наиболее обобщенная схема рисует процесс следующим образом: Классический этап Неклассический этап Наиболее ярко эти два этапа заметны в двух отраслях: Физика Искусство Так в постклассической физике появилось множество новых направлений - Теория относительности, Квантовая физика И т. д. В искусстве после реализма как классического направления появились различные «измы»: Абстракционизм Импрессионизм Экспрессионизм И т.д. И с точки зрения прогресса человечества - это рассматривается не как «бунт на корабле», а как мощные шаги вперёд - в более сложные процессы, которые могут дать более интересные результаты. Так в частности прогресс в технологиях был связан с выходом за рамки классики в физике.
—— Ситуация в религии. Религии по своей природе тяготеют к консерватизму. И поэтому когда в религии возникают изменения, это с позиции самих носителей классической религии - воспринимается как попытка разрушения устоев. Старые элиты «легко не сдаются». Но можно и нужно поискать прецеденты в религии, когда новое приходило не разрушить старое (ради самого разрушения), но его обогатить. Первая историческая справка Один из самых интересных прецедентов в истории иудаизма - это хасидизм. Хасиды, став новаторским течением в период своего возникновения - вдохнули новые и ценные веяния в иудаизм. Хасидизм можно назвать неклассическим иудаизмом по сравнению с предыдущей моделью (классический иудаизм стали называть «литовским», так как в Литве находился оплот тех, кто охранял классику во главе с Виленским Гаоном). Итак, разделение иудаизма на Литовский Хасидский Является успешной попыткой создать в мире иудаизма Классическую и Неклассическую версии. Нечто похожее происходило и в христианстве с появлением протестантизма как неклассической версии по сравнению с католицизмом из недр которого он возник. Процессы появления новых версий и отношений между новым и старым могут быть и не очень мирными. Мы знаемы тем как в Европе проходили кровопролитные войны между лагерями католиков и протестантов. (Конец первого краткого исторического экскурса). Для истории религии существует два процесса, которые важно разобрать и отличать. Это процесс модернизации И это процесс бунта как отвергания. И важно понять, что с конца 18 века основные религии Западного мира (христианство и иудаизм) очень ослабили свои позиции не из-зв модернизации, но из-за возникновения и распространения атеизма - как тотального отвергания религии. То есть религию не обновили, а просто попытались выбросить - объявив устаревшей и ненужной.
—— Второй исторический экскурс. Существует важная теория. Она гласит, что в начале 20 века особенно радикальная интеллигенция заявила, что религия учила общество гуманизму (говоря о Б-жественной душе и ценности жизни). И что человечество уже научилось гуманизму и поэтому может обойтись без религии. Образно говоря с их точки зрения человечество уже повзрослело и, став гуманным, может обходиться без помощи религии. И когда эта идея появилась - Европу содрогнули две мировые войны с наиболее кровожадным сценарием, с массовым и жестоким убиением миллионов. То есть бездумное отвергание религии вместо ее модернизации - оказалось чреватым катастрофами типа мировых войн. (Тема требует ещё более интересных инсайтов, но мы это сделаем отдельно) (Конец второго исторического экскурса)
————- Итак, подведём итог нашего анализа. Основные направления человеческой деятельности должны проходить этапы выхода за рамки классики. При этом если вместо модернизации делается попытка отвергания - это может иметь катастрофические последствия. Этапы большого пути Процессы обновления не являются одноразовыми. Когда очередная порция обновления «переварилась» обществом и из маргинальной стала частью мейнстрима - наступает черёд следующих обновлений. Третий исторический экскурс. В иудаизме между хасидизмом и нашим временем можно выделить несколько интересных и важных проектов модернизации.
Это в частности проекты: Рав Гирш Рав Кук Каббала в массы Бней-Ноах (версии рава Шерки) Психологические ресурсы (рав Тверский, Ефим Свирский и др,) (Конец третьего исторического экскурса) Сейчас мы сформулируем весьма радикальную гипотезу. Классический иудаизм - стремится быть консервативным. Частично это сложилось из-за галутной защитной реакции, когда необходимо было сохраниться как минимум по двум очень разным причинам: Сначала в связи с «наездами» христиан А потом в связи с активностью атеистов. Но внутри иудаизма содержится ключевая идея, что иудаизм - это движущая сила для всего человечества, А не только механизм сохранения еврейства во враждебном к еврейству мире. И чем более активны и сложны вызовы с которыми сталкивается мир тем более важно модернизировать иудаизм, чтобы с помощью новых версий научиться работать и справляться с новыми вызовами. При этом носитель новых версий не должны агрессивно и враждебно отбрасывать классические версии, как это пытался сделать со всей религией атеизм. В мире сейчас параллельно находятся группы с разными версиями иудаизма. И эти группы могут и должны мирно сосуществовать. Классические еврейские общины - это часть нашей среды обитания Тактика этих общин - как бы отгородиться от прогресса, чтобы сохраниться. Они имеют право на такую позицию и на функционирование по своим правилам. Это тоже способ справиться с современными вызовами. Но эта позиция почти никак не помогает остальному миру справиться с кризисом. Поэтому прогресс делают и отвечают за него те, кто ищет пути работы с новыми вызовами. - в том числе с помощью модернизации иудаизма как инструмента - и в частности многоходовой модернизации. Каждое поколение - сейчас должно искать свои пути обновлени так как сталкивается со своими вызовами. И делаться это должно сознательно и эффективно. Главный план работы Для этого сначала формируются группы разработчиков, которые созидают новые ресурсы. Далее важно создавать пилотные группы потребителей, на которых можно испытать новые ресурсы. И далее важно создать механизм доступности для этих ресурсов, чтобы все заинтересованные во внедрении могли прийти и взять новый ресурс.
—— О маркетинге. Возник спор - нужен ли нам отдел маркетинга? Ответ зависит от того, что мы понимаем под этим. Вернувшись к оценке Полонским христианства как маркетинга монотеизма мы увидим, что христианство вело свою работу «огнём и мечом», то есть с высоким уровнем насилия. И особенно пострадали от этого насилия евреи. Самым ярким примером насилия стало изгнание евреев не желавших принять христианство из Испании. Такой маркетинг - обладает весьма сомнительными моральными ценностями и в современном мире неуместен. Переформулируем задачу. Для развития современного общества важны две степени свободы. Свобода доступа к информации Свобода выбора. Для первой свободы - необходимо чтобы новые разработки находились в. Свободном доступе и для этого например были выложены в Интернет. Вторая свобода говорит о том, что мы не должны никому ничего навязывать. Пусть те кто готов - сами придут и возьмут.
——- Что мы можем себе позволить, это по мере готовности материалов - помогать ближним узнавать о них. |
Комментарии