English (United Kingdom)Russian (CIS)

news blog logo
news menu left
news menu right
top news photography

Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.

Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...

Книга «Дварим» - новый жанр написания текста
Автор: M. Bruk   
05.02.2011 13:43- 9мин. чтения

Книга «Дварим» - новый жанр.

Дварим — насколько важный и сущностный язык — иврит. Дварим — это одновременно и слова и дела. За много тысячелетий до современных языковедческих откровений о силе слова и глубине его, наш язык — уже изначально знал, какие дела — стоят за словами...
Тора — выбирает для слов кульминационный сюжет.
Моше-Рабейну 40 лет вызревал в недрах Египетского фараонского двора, 40 лет странствовал и жил при знатоке Итро, 40 лет выводил и водил евреев по пути к свободе, и — перед самым ответственным моментом — входом в Землю, Моше должен покинуть свой народ, перепоручив его своему ученику Йеошуа.
И зная о своем скором уходе (это знал и весь народ) Моше включает канал слов, чтобы эти слова не только вышли из уст Моше, но и с полной значимостью вошли в сознание его аудитории — народа. Зная, что это «финальное» выступление их лидера, люди с максимальным вниманием впитывали речь своего учителя и вождя, слова приобретали максимальную значимость, т.к. они замыкали жизнь Моше, но при этом давали старт — новому этапу — встрече с долгожданной Землей Обетованной.

После обращения с народом, Моше взывает к Б-гу.
Ваэтханан — и умолял — чтобы «достучаться» до Вс-вышнего, нужно было Моше вложить в свои слова — всю эмоциональную силу. Таханун — самая драматическая часть молитвы. В ней Царь Давид использует самые эмоциональные образы - «Трепещет тело мое», «кто будет благодарить тебя из преисподней (шеол)», «постель моя увлажнилась от слез моих», «померк от горя свет в глазах моих», «при виде врагов слезы заволакивают мои глаза» - в первой части шестого Псалма. Но — далее грядет кульминация — «ДОШЕЛ ДО Б-ГА ПЛАЧ МОЙ, УСЛЫШАЛ Б-Г МОЛЬБУ МОЮ, МОЛИТВУ МОЮ ПРИМЕТ Б-Г».

И, наконец, «позор падет на врагов, смятение охватит их, раскаются они и обратятся ко мне в миг позора своего».

Мы видим путь «еврейской борьбы». Давид здесь не воюет с врагами напрямую. Он обращается ко Вс-вышнему. И когда происходит контакт, то — враги — «смятутся, раскаются и обратятся...»

Мы увидели два полюса речи — Моше к народу, и Моше ко Вс-вышнему.
Каждый из нас — должен освоить оба этих «полюса» речи.

Далее, начинается новый этап речений.

Экев — пятка, начинаем с дальнего «конца», который в определенных кризисных ситуациях (как периферия — наиболее динамичная) — становится во главу угла.

Пятка — также символ — малого, которое на самом деле — большое, потому что она — точка опоры. Точка (минимальный размер) — опоры (максимальный смысл).

Фокусируясь «в точке» - мы получаем максимальную концентрацию внимания, что позволяет совершить «акт родов» (зачинаем и порождаем) — новые-революционные идеи.

От иква де-Мошиха — к хэвлей Мошиах (от пятки к схватке)

Переходим к -

Роэ — видь. Резко поднимаемся от крайней периферии — к центру — зрению, которое является «вратами» восприятия.

Тора рисует наиболее визуальную картину выбора, использующую живую природу в качестве естественного (природного) проявления результатов выбора.

Гора — выделившийся (вспучившийся) фрагмент реальности (земли).
Цветущая гора — радует глаз, объемный букет, направленный вверх, к Творцу Мира, и одновременно вширь — ко всем остальным, и в первую очередь — к нам — наблюдателям.

Очень важен контраст. Сама по себе каменистая гора без растений — не выглядит чем-то ущемленным. Мы привыкли видеть всякое — в нашей жизни.

Но по контрасту «Почувствуйте разницу!» - мы можем увидеть, чего лишила себя гора, не включившаяся в процесс цветения.

Цветение — процесс символически демонстрирующий жизнь.
Сначала — гора должна «обрасти» почвой.
Потом — в эту почву должно упасть семя, и проникнуть вглубь земли.
Потом — на весь этот пейзаж должен снизойти живительный дождь, и не раз — а регулярно.
Потом (не сразу) из земли произрастает росток, сначала — однообразно — зеленый, (подобно солдатской форме, нивелирующей различия всех солдат).

Но далее, растение — приобретает одну из двух (или оба) важных фактора.
Первый — многолетний ствол, результат цикличности бытия.
Внутри ствола — скрываются годичные кольца, витиевато отражая превратности судьбы, окружающих климатических вариаций и при срезе — создающий уникальный и неповторимый фактурный рисунок.
Кольца чередуют периоды (циклы) расцвета и замирания, неся в себе — биографию дерева.

Второй фактор — цветение, появление возможности плодонесения, т.е. рождения нового.
Цветение — в природе — не просто функциональный процесс. Оно сопровождается ярко выделяющейся красотой процесса. Интересно, что изящный цветок — связан с привлечением пчел, которые из всего этого чудесного мира — порождают мед — символ концентрированной радости жизни.
Цветок — обычно выделяется на фоне одноцветно-зеленой травы.
Из цветов и зеленых стеблей — умелые декораторы строят свои композиции.
Но наша гора (благословений) — это естественная, природная композиция, радующая глаз наблюдателя, вселяющая в него чувство признательности — главному Автору и «аранжировщику» - Творцу Мира.

Но, если зрение — это первичное созерцание, то развитый человек движется дальше, и включаются -

Шофтим — судьи. Поставь их в воротах своих (на входах и выходах, на своих органах восприятия и проявлениях, глаза, уши, рот).
После общего восторга — от красоты цветущей горы и общего ощущения контраста — горы безжизненной, мы можем насладиться детальными суждениями — по следам наших первичных ощущений.

Попадая из канала зрения в мозг - «пища для созерцания» превращается в «пищу для размышления».

Картинка для глаза - «статична», в ней много деталей, но они сами по себе — стоят и «молчат».
Но — судья — должен «разговорить» «подсудимого» - «подследственного» - «наблюдаемого» и узнать множество интереснейших историй из жизни (вспомним — внутри — годовые кольца с их уникальной фактурой).

Каждый человек — это тщательно выстроенная Вс-вышним история жизни.
При этом — это «совместное» творение человека и Автора контекста — Вс-вышнего.
Б-г дает человеку свободу выбора, человек изредка ею пользуется. Во всех случаях — Вс-вышний организует человеку развитие жизненного сюжета, исходя из того, насколько человек: а) делает выбор; б) сознает свои возможности в этом мире, находиться на разных уровнях решателя. Все это формирует тот результат, который пытливый шофет-судья — может разглядеть за внешним результатом.

Судья — очень глубокий (проникающий глубоко) персонаж, но все же он сидит (по крайней мере у нас в мозге) — и его анализ — это пассивный процесс.

Пора выходить в мир.

Ки теце — если выйдешь - на войну (в том числе с ецер а-ра), если встретишь красавицу (согласно каббалистам — идет речь о душе, которая находилась в плену у нашего дурного начала)...

Комментаторы Торы на этот сюжет естественно разделились — на прямолинейных и глубинных. Прямолинейные предупреждают о поверхностных красавицах, которые тебя совратят. Война — она на всех фронтах. У врага — есть разное оружие, и самое эффективное — совратить (поэтому в шма сказано — ло татуру — не совращайся).
Поэтому, если тебя что-то сильно привлекло — помни — ты на войне (как говорил Б-г Каину: Грех лежит у входа и влечение его к тебе, но ты можешь его победить).
Поэтому, в прямолинейных пространствах — знай, красавица — может быть «заброшенной» к тебе — твоими врагами, среди которых ты ее и нашел.
Поэтому, «отмой» ее от ее косметического «оружия», оставь ее рядом — на 30 дней (время созревания — луны?!) - и следи за собой. Если ты остынешь — знай, тебя спасли от «приманки-ловушки». Отпускай «засланку» - восвояси, ты выстоял, и не попался на классический сценарий всех коварных искусителей, поздравляем со свободой.
«А если - это любовь!» Тогда обращайся к мистическим комментаторам на этот сюжет. Они говорят, что это может быть душа, которая была в плену у «сил тьмы». В другом языке описания — это искра, которую ты «отбил» у «клипы-скорлупы».
Как пишет рав Кук, у каждого еврея в душе есть чуткий механизм притяжения к искрам.
И выходя на войну, знай — возможно, это Вс-вышний тебя пускает по следу, к искре — которую ты найдешь, освободишь — и предъявишь миру — как «воин-освободитель».

Но не все же нам ходить по войнам. Пора и свое иметь.
И после ки теце — идет глава

Ки таво — когда войдешь — в Землю Израиля — свое место.
Израиль — это то место, которое всегда под взглядом Вс-вышнего.
И каждое духовное достижение, совершенное в Земле Израиля — дает энергию расцветания миру, который зависит от точки центра.

Существуют пути превращения Израиля в действующий центр — управления миром, наполняющий мир духовностью. Но об этом — отдельно и подробно.....


Ницавим — стояли они (по стойке смирно) перед Вс-вышним — как на параде — на смотре войск перед главнокомандующим.
Стояли все — от глав колен до лесорубов и водоносов, чтобы обновить Завет.

Ваелех — и вышел — Моше к народу, чтобы оставить в них память о себе в последний день своей жизни.
В отличие от обывателей, угасающих к концу жизни (особенно выйдя на пенсию), Праведники выходят на пенсию, когда покидают этот мир. До этого — каждый день они на работе. И каждый новый день — величественнее предыдущих, поэтому последний День жизни Моше — был кульминацией его бытия.

Аазину — услышь небо... и пусть Земля слышит. В конце — Моше переходит на язык поэтически-символический язык метафор. Он обращается к основам мироздания — Небу и Земле. А, кстати, пробовали ли Вы, уважаемый читатель — сами когда-нибудь обращаться к таким величественным объектам.
Стоит вчитаться в эту речь Моше. Услышь (аазину) — это и обращение к нам, к нашему внутреннему «Небу», т.е. к возвышенной части нашего внутреннего миру.
Тора не «разбрасывается» языком высокого стиля и метафор, но оставляет его на финальную часть нашего знакомства с текстом Торы. Моше сравнивает слова учения с Дождем и с Росой, с Штормовым Ветром и с Дождевыми Каплями.
В 13-м стихе появляются очень глубокие метафоры — Вс-вышний будет кормить евреев - «медом из камня» (дваш ми-сэла) и «маслом из кремния» (шемен мэ-халмиш цур).
Мед и масло — это особо мистические продукты, которые к тому же здесь появляются в виде глубинных ингредиентов камня. Масло — питает огонь, но оно и смазывает. Мед — собирают пчелы по капле из прекрасных цветов, мед — это символ высшего наслаждения.
То, что Моше помещает эти вещества в камень — показывает, что в нашем с виду грубом как камень мире — внутри находятся столь возвышенные ресурсы, которые мы можем удостоиться получить, если наше «внутреннее небо» услышит слова Торы.
Далее, здесь скрывается один из самых скрытых персонажей Торы — Йешурун.
В прямом тексте говорится, что «разжирел Йешурун и стал брыкаться».
И здесь снова — как в истории про плененную красавицу — оборачивающуюся то коварной приманкой, но и — искрой — в глубинных комментариях, мы имеем «двухслойную» метафору.
По прямому тексту — брыкающийся Йешурун — это эго человека, возгордившееся от «разжирения», от того, что ему достаются столь «калорийные продукты» - как масло и мед.
Недаром — в материалистическом мире — с ними столь борются — сахара и жиры — объекты диетологических «облав». Их избегают, выпуская обезжиренные продукты, и заменяя сахара — искусственными веществами. Это все — поверхностный этап, на котором живет обыденный мир. Тут разжиреть — нежелательно. Да и на уровне эго — брыкание, это — символ эго, которое боится настоящей духовности. Ведь — эго, только рабочий инструмент, для освоения мира земного. В духовном мире — оно не «правит балом», а должно внимать указаниям души.
Итак, в прямом тексте Торы — на голову брыкающегося Йешуруна — обрушивается Б-жественный гнев со всеми вытекающими последствиями.
Но... мы уже предупреждены — есть и мистический уровень.
Йешурун — это «яшар» - прямой, это высшая стадия цепочки «Яаков-Исраэль-Йешурун».
А разжирел Йешурун «ва-ишман Йешурун» - это все тот же символ — духовности, наполнившейся «жиром» - источником внутреннего огня, и смазки, которая позволяет не цепляться за «дно», а по-настоящему плодотворно — подниматься к своему Источнику — к Создателю, ведь, напомним, что Тора обращается к «внутреннему Небу», которое должно услышать — и еврей распрямится — станет Йешурун — яшар — прямой и гордый народ, без местечковых комплексов и без обид на остальной мир, без попытки спрятаться от своей миссии.

И, наконец — финальная глава:
Ве-зот а-браха — это благословение.
Праведник — имеет силу благословлять народ. И особенно Моше — в самые последние минуты своей жизни.
Интересно, что Моше соединяет в одном предложении и Синай, и Сеир, и Паран. «БОГ ОТ СИНАЯ ПРИШЕЛ, И ПОКАЗАЛСЯ ИМ В СИЯНИИ ОТ СЕИРА, ПОКАЗАЛСЯ ОТ ГОРЫ ПАРАН”.
И снова мы встречаем два уровня комментариев.
Сеир — это гора Эсава, Паран — место Ишмаэля.
В прямолинейно-исторических комментариях (в частности — у Раши) пишется, что предлагали и им Тору, но они не захотели. Т.е. в те времена далекие — никто кроме евреев не был готов принимать Тору.
Но говорят комментаторы мистические, что наша цель — это стать носителями Торы — для всего мира. И после того, как Йешурун — станет прямо, и перестанет комплексовать перед своими «родственниками» - потомками Эсава и Ишмаэля — которые все — потомки Авраама, начнется настоящее принятие Торы — и с горы Сеира, и Парана — и весь мир — удостоится благословения и это станет достойным финалом всей истории.

 

Наши спонсоры:

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реклама:
   

Все права защищены 2010-2023. © Рав Меир Брук (из Бруклина) | Об использовании моих публикаций.