Трактат Сукка практически на первой странице начинается с мнения трёх мудрецов, почему Сукка более 20 амот (10 метров, трех-этажный дом) высоты не кошерна.
Рабба: человек не видит схах и уже не ощущает что он в Сукке Рава: такая сукка не временна, она требует перманентную структуру.
Рав Зейра: тень будет от стен, а не от схаха. Рав Гершт: Конечно же это не спор, а рассмотрение трёх важнейших аспектов нахождения в Сукке 1) Осознанность 2) Временность 3) Тень от крыши, через которую можно видеть звезды, а не от перманентных, и/или тобой выстроенных стен.
То есть: радость Сукки не зависит от того что придёт извне. Это эмоциональное состояние, построенное на ощущении постоянной любви между нами и Творцом И строится оно в свою очередь на правильном интеллектуальном взгляде на мир. Это уход от идеологии материализма, как фундамента постоянной радости Осознанность временности этого мира, но вечности любящего тебя Творца. Доверие к его постоянной заботе ( тень), умение от деталей перейти к Единству. Глубокая радость от интеграции такого взгляда на мир, открывает нас энергии Райского Сада, и начинает проникать во все части нашей личности.
И тут неожиданно мы сталкиваемся с ... Содомом. Мидраш, Писихта Де Рав Кохана: "Тот кто выполнит мицву Сукки в этом мире, удосужится в грядущем мире, места в сукке Содома. Эта экстраординарная Сукка будет разделена между 12 коленами и будет иметь 7 покрытий..." Почему именно Сукка Содома? Что он олицетворяет? Максимальный эгоизм, к тому же возведённый в закон, и поэтому из стыдливо прятавшегося, превратившийся в наглость и беспощадность. В этом мире с ограниченными ресурсами, говорит Содом, есть только один закон- Выживание. Сильный должен подавлять слабого. Прообраз идеологии нацизма. Система уже настолько " логична" и антитезисна Творцу, что ее можно было только выжжеть дотла. Однако... Сара Шнайдер приводит комментарий рава Цадока, который напоминает нам, что материнская линия Машиаха начинается именно в Сдоме. Это жена Лота, от которой происходит Рут ... Да и описание самого Содома не имеет ничего подобного в Торе: "И поднял Лот глаза свои и увидел всю окрестность Иордана, ... была она как Сад Б-га "
Содом в нашей личности- это те части которые заявляют: либо Творец, либо Я. Я существую, Я уникален и Я буду биться с любой попыткой Меня уничтожить или поменять, что для Меня тоже самое. Мидраш говорит нам, что наше предназначение, как еврея, направить свет Сукки в это выжженное пространство и превратить его обратно в Райский Сад. И если мы будем успешны на личном уровне, Творец гарантирует что мы будем успешны и на уровне народа Это казалось бы духовно мертвое пространство внутри нас, несёт в себе искру Машиаха в нас самих. Освещая и освящая это пространство энергией Сукки мы мы максимально приближаем эти части нашей личности к Райскому Саду и высвобождаем это замечательную высочайшую духовную энергию. Это сложная битва, поскольку эгоизм апеллирует к нашим страхам, неправильному интеллектуальному пониманию мира, непроработанным верованиям,и даже к инстинкту самосохранения. И тем не менее мудрость, доброта, стремление к справедливости, красота, любовь, нежность, желание осмысленности, чистота могут проникнуть в самые заскорузлые участки нашей души.
Давайте в Суккот сделаем это как упражнение. Наши мудрецы не случайно установили время для праздника Суккот- в день, когда после прегрешения с Золотым тельцом, ушедшие Аней хаКавод (Облака Славы), вернулись. Но Кавод это не только слава- это уважение Аней хаКавод -Облака Уважения. Их семь (7 покрытий суки) это Хесед, Гвура, Теферет, и остальные сфирот. Поскольку мы сидя в суке и тем самым возвращаемся в Ган Эден, те кто живет там, приходят к нам в гости. Это " ушпизим" Авраам, Ицхак, Яков Моше Аарон Йосиф и Давид. Каждый из них стал проводником энергии одной из сфирот. Энергия каждого дня высвечивает ещё одну доминантную грань радости. Авраам -это Хесед В первый день, хорошо сфокусироваться на глубокой радости, почувствовав Хесед Творца, делать Хесед самому, и тем самым становиться подобным Ему, сфокусировавшись на Хеседе людей вокруг вас. Второй день Ицхак-Гвура Радость правильно поставленных границ. Третий день Яков-Теферет Радость связанная с красотой и правдивостью. и т.д.
Все эти упражнения на каждый день более подробно в моей книге Перевоплощение. Я хочу дать нам всем сразу несколько благословений: Почувствовать и научиться жить в этой глубокой радости Суккота Вернуться в эмоциональное состояние Ган Эдена и начать восстанавливать все самые тёмные участки нашей личности ( Содом а нас) Высвободить искру Машиаха и почувствовать её силу. Шабат Шалом и Хаг Самеах!
автор текста: Ефим Свирский |