English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Ukrainian (Ukraine)Russian (CIS)

news blog logo
news menu leftnews menu right
top news photography Коктейль: Кабала, психология, хасидус, и разные приправы.

Рав Меир Брук. Персональный сайт о загадках и ресурсах еврейской традиции в современном мире для современного читателя. О воспитании, о каббале, о хай-теке, о внимании, о возрастных кризисах и т.д. Автор - работает над созданием русскоязычной еврейской общины в Jewish center of Brighton Beach - Бруклин, Нью-Йорк. Read more...
Глава Толдот | Яков обманом получает благословение, - чему эта ситуация учит нас...
04.11.2018 13:45

Глава Толдот описывает известнейшую историю о том как Яков обманом получает благословение.


Поскольку Яков символизирует качество правдивости, то этот эпизод вызывает ещё больше вопросов.
Есть комментаторы которые говорят: Яков вообще ничего не сделал неправильно. Яков купил первородство и получил благословение, которое ему и причиталось.
Так-то оно может быть и так, но с этим подходом есть проблема: две пренеприятнейшие истории в жизни Якова, когда он обманом получает Лею, и должен работать за Рахель ещё 7 лет, и когда братья приносит ему одежду испачканную в крови козла-оба эти эпизода достаточно очевидно связанны с обманным получением брохи.
Если Яков сделал все правильно, то почему он получает мера за меру так, что мало не покажется?
Значит Яков был не прав?


Но и с этим прямолинейным подходом тоже все совсем непросто.
Яков, как мы знаем, выполнял приказ (мцава) матери, которая получила пророчество: "... и старший будет служить младшему".
Так в чем же его вина?
Причём Ривка, которая вызвалась взять проклятия на себя, так не пострадала.

Кроме этого, есть много вопросов связанных с получением благословений вообще.
Представьте себе, вы приходите из синагоги в пятницу вечером.
К вам подходит сын получить браху , а вы ему :
"твой брат пришел раньше и больше благословений у меня нет."
Сын начинает орать и плакать и тогда вы говорите:
" ну хорошо, я тебе тоже дам благословение"
Бред?!
Но это то, что происходит в нашей недельной главе!
На самом деле мы можем дать сколько угодно благословений, и если Ицхак хотел дать благословения на материальный достаток, он спокойно мог дать его обоим детям.
Более того, мы видим что Ицхак благословил Якова дважды, один раз до того как поел, и второй раз после еды.
И потом, что если браха дана случайно, совсем другому человеку?
Кто сказал, что ее нельзя отменить, или дать вторую, которая ограничит первую?
Что, кстати и было сделано.

Знал ли Ицхак, что с Эйсавом есть проблемы?
Конечно. Эйсав женился задолго до этих событий на Хеттянках иТора прямо говорит что они стали " горьким духом" для Ицхака и Ривки.
Тогда что же хотел сделать Ицхак?
И на что вообще рассчитывали Ривка и Яков? Ведь их обман обязательно будет раскрыт, как только появится Эйсав.
Оказывает, именно этого они и хотели.
Но,по порядку.

Ицхак, как хороший отец, расчитывал что его дети будут работать вместе, и хотел это закрепить, дав Эйсаву- человеку действия, браху, чтобы его действия были во имя Небес, и что бы он был опорой Якову.
Ривка получила пророчество, что этого не будет, что братья идеологически и духовно разделились уже в утробе, и Якову придётся все делать самому.
Ривка решила, что если она не смогла убедить в этом Ицхака,( а возможно и пыталась),то пусть это сделает сам Творец.
Дело в том что Браха которую должен был дать Ицхак не была "его брахой"
Это Браха должна была быть уникальной и одноразовой.
Комментаторы говорят что Ицхак через еду (исправление ошибки первого человека ) мог выйти на уровень пророчества и стать чистейшим каналом для принесения благословления с этого уровня.
Так оно и произошло, и на это расчитывала Ривка.
Это понял и сам Ицхак, когда узнав, что перед ним был Яков сказал:
- пусть он будет благословен.
Ицхак моментально узрел:
Я слепой, но Творец то не слепой, Он прекрасно знал, кто передо мной, и если эта Браха было дана Творцом этому человеку, значит она его.
Поэтому он и сказал Эйсаву, что нет у меня другой такой брохи.
Когда Эйсав заплакал, то Ицхак получил второе благословение, ибо сказано, что " на небесах ворота слез всегда открыты."
Но и это ещё не все.


Рав Форман приводит комментарии, показывающие, что намерение Ривки изначально было вообще не обманывать Ицхака.
Прочитаем внимательно текст ещё раз
Узнав что Ицхак хочет благословить Эйсава, Ривка приказывает Якову: пойди возьми козлят, я приготовлю ему еду, и принесёшь отцу твоему, "и поест он,что бы благословил тебя перед смертью." Тебя!
Из того что мы сейчас прочитали, пока нет и намёка на обман.
Яков отвечает: А вдруг отец дотронется до меня и я буду в его глазах как бы обманщиком.
Как бы?
Эти комментарии основанные на тексте, говорит Рав Форман
подразумевают следующее:
Ривка говорит Якову: стань,как Эсав, человеком действия. Покажи что ты можешь взять ситуацию в свои руки. Не бойся конфронтации с отцом, скажи ему: если я неправ, Творец не даст мне эту Браху.
Но если я её получу, я её заслужил.
То есть Ривка толкает Якова идти прямым путём, и кто знает, может быть если бы он пошёл, он бы получил имя Израиль уже прямо здесь. Яков возражает, я ещё не готов быть как Эйсав, и отец это сможет почувствовать, и я буду в его глазах Как обманщик...
Оденься в его одежды ( качества), стань им, говорит Ривка.
Но Яков все равно не решился и прибег к хитрости.
Его план сработал, но принёс намного больше страданий всем, чем если бы он сумел пойти на конфронтацию с отцом, а потом тут же и с Эйсавом.
Ещё один намёк в тексте на приведённую выше теорию.
Когда Ривка отправляет Якова к Лавану,она говорит: поживи там "пока Эйсав не забудет, что Ты ему сделал." Логичнее было бы сказать: "что мы ему сделали".
Ривка, как мы знаем, не стесняется брать ответственность,тем более что она знает, что она оказалась права и Яков получил браху. Но это был не ее изначальный план .

Мы также знаем что есть огромная разница между честностью и правдивостью. Я об этом много писал раньше:
Честный человек говорит то что есть, но это может быть и Лашен хаРа.
Правдивый человек в данном случае уйдёт от ответа, или даже соврёт.
Итак по правде Яков должен был получить это благословение.
Ну, по правде Яков должен был и жениться на Лее , а то бы нас не было.
Моше рабейну из колена Леви и Коаним и мы. И мы все дети Леи.
Яков должен был пойти в Египет, вопрос как все это должно было произойти. Возможно, могло по-другому.
Что мне лично мешает в этой истории, и это мое мнение: я не вижу тшувы со стороны Якова.
Ну хорошо, Яков прав, он заслужил браху, он не смог сделать это прямым путём, но он причинил боль и отцу и брату. Тора не намекает нам не на какие попытки извинения или примирения, до того момента когда Яков возвращается через 20 лет от Лавана, и тут тоже, Яков прячет Дину, а это последняя попытка вернуть Эйсава, и настоящее примирение откладывается до прихода Машиаха.


Эта ситуация учит нас как важно иногда всё-таки идти на конфронтацию, и ставить все на свои места, а если нам и приходится причинять людям боль, то сделать всё что бы исправить и/или хотя бы извиниться.
Это актуально как и к внешним обстоятельствам, так и Эсаву внутри нас.
Продолжение следует....

автор текста: р.Ефим Свирский

 

Комментарии  

 
0 #11 Efim Svirsky 06.11.2018 10:53
Gedalia Spinadel, про то что есть евреи от Беньямина, я читал, просто никогда не встречал. Поэтому когда написал мы, имел в виду, тех кого знаю.
Две сестры: до получения Торы и Хуц Л'арец. Видел комментарий, что это одна из причин почему Рахель умирает, когда Яков приходит в Эрец Исроэль.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
0 #12 Тамара Зинченко 06.11.2018 10:54
Спасибо , ребе !!!
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
0 #13 Inna Fershteyn 06.11.2018 10:56
Thanks have to digest every explanation and discuss with girls
Цитировать | Сообщить модератору
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Реклама:    

Все права защищены 2010-2018. © Рав Меир Брук (из Бруклина) | Об использовании моих публикаций.