В прошлом посте, я написал что комментаторы указывают- основной причиной восстания Кораха была зависть.
Зависть- страшная вещь и я хотел бы коснуться этой темы глубже. Не завидуй- это десятая Заповедь. Нарушая её, говорят мудрецы, человек нарушает все 10 заповедей. Ибо когда человек завидует, он как бы говорит: в мире нет справедливости, всем управляет случайность.
А это уже отрицание Первой Заповеди: знать что у мира есть Творец. Если человек отрицает наличие Творца, то уже никто ничего не заповедует. Зависть была одной из причин, почему братья продали Йосифа, и мы ушли в Египет. Зависть было причиной, почему Каин убил Авеля.
Но мудрецы идут ещё дальше. Они указывают, что это проблема существовала в творении ещё до появления человека Начале мы возвращаемся в четвёртый день творения, где были созданы светила Сказано: " и создал В-ный 2 великих светила. Светило большое для управления днём, и светило меньше для управления ночью Берешит 1:16 Вначале сказано: 2 великих светила, а потом -одно большое, одно малое За этим стоит целая история. В трактате Хулин говорится: написано (в Пятикнижии) "И сделал Б-г два больших светила…" и (также) написано "… светило большое (чтобы властвовать днём) и светило малое (чтобы властвовать ночью)…" Сказала Луна Творцу: "Господин мира, возможно ли двум царям пользоваться одной короной?" Ответил ей Творец: "Пойди и уменьши себя". Сказала Ему (Луна): "Господин мира, из-за того, что я сказала перед Тобою верное слово, я должна уменьшить себя?" Ответил ей (Создатель): "Пойди, правь днём и ночью". Сказала Ему: "Какая выгода в том? Как помогает свеча в полдень?" Ответил ей: "Израиль будет с твоей помощью отсчитывать дни и года". Сказала Ему: "Солнце также (участвует в этом), ведь невозможно определять високосный год без Солнца". (Ответил ей:) "Будут праведники (связывать) своё имя с тобою, (как сказано) о Яакове "мал он", а также о Давиде "мал он". Увидел (Создатель), что не успокоилась (Луна), сказал Он: "Приносите (жертву) для искупления Моего, потому что Я убавил Луну". Сказал Р. Шимон бен Лакиш: "Чем отличается (принесение в жертву) козла в Рош ходеш, про которого сказано "для Ашема"? Сказал Творец: "Козёл этот будет искуплением (Мне) за то, что Я убавил Луну." Потрясающий мидраш, с огромным количеством объяснений, но я хочу подчеркнуть здесь одну деталь: Луна- сила получения, была не согласна со своим положением в творении. А ведь по настоящему Давид и луна- это Малхут, то есть смысл творения.
А теперь мы пойдём ещё дальше, во второй день творения- разделение вод. "И сказал В-ний: да будет Ракия (пространство, свод) посреди воды, и отделит оно воду от воды"...1:6 "И назвал В-ний Ракия небом ( Шамаим)"1:8 А вот тут "обиделась" вода которая под Ракией. На это, чтобы утешить её, Творец сказал: В Суккот евреи будут приносить воду на алтарь. И это даст возможность соединения верхних и нижних вод. О втором дне не сказано, как обо всех других: " И увидел В-й, что он хорош" Говорят мудрецы, одна и причин- здесь был создан Гехеном. Первое, на что бы я хотел обратить наше внимание, что в обоих случаях ( с луной и с водой) Творец обещает возможность утешение этим, тогда ещё духовным силам, в результате работы человека. Таким образом мы видим, что наши действия могут восстановить "справедливость" и единство творения, но значит могут усилить разобщенность и разрушение. А это и есть Гехеном. Становиться понятным почему мудрецы связывают восстание Кораха, с появлением разрыва связи между водами во второй день. Там где нет воды, появляется противоположный элемент-огонь. Мудрецы говорят, что с одной стороны Ракия была льдом, а с другой, небо ( Шамаим) это Эш- огонь и Маим ( вода). Оба эти элемента ( лёд и огонь) присутствуют в Гехеноме, как последствия для тех кто их заработал. Однако Творец может объединить оба элемента. Также как и верхние и нижние воды Очень красиво это выглядит на Иврите: מים- вода состоит из двух букв мэм символизирующих верхние и нижние воды, и буквы Йюд- первой буквы трансцендентного имени Творца, пронизывающего и соединяющего всё. Числовое значение буквы Мэм-40 Йюд -10 Гематрия слова Маим-90 90-это буква цади. Таким образом мы плавно возвращаемся к понимание что цадик убирает конфликт второго дня, а раша ( злодей ) его усугубляет. Как в творении, так и в себе.
Смысл разделения вод, имеет много уровней. На уровне эмоций комментаторы говорят, что верхние воды- это желание духовных наслаждений, а нижние- телесных. Человек может соединить эти желания, а может разобщить, или даже быть полностью поглощён нижними. Эмоциональный холод, как и огонь вожделения, или гнева могут стать Ракией- барьером для гармоничного соединения желаний. Ракия, так же переводиться как пространство. Ощущение пустоты и неумение её заполнить, приводят к скуке, а та в свою очередь и к пустым разговорам, не дай Б-г Лашон ХаРе и множеству других прегрешений.
Шабат прекрасное время убрать негатив. Шабат превращает желание поесть, в шабатние трапезы, желания физических отношений в максимальное проявление Шхины в этом мире, желание общения, во время когда можно поделиться мудростью Торы и т.д. А в результате к нам приходит мир.
* * *
В теле человека верхние воды- это уровень грудной клетки и лёгкие, нижние воды- живот, Ракия- солнечная сплетень.
Упражнение Время расслабиться Расслабьтесь Представьте перед собой букву מ (мем) Скажите себе, что вы хотите открыться энергии верхних вод. Приблизьте букву מ к груди, введите ее в грудь и дайте ее энергии разойтись по груди и лёгким. Представьте себе конечную букву ם мем Скажите себе что вы хотите открыться энергии нижних вод. Введите букву ם в область живота Почувствуйте её энергию. Представьте букву ' Йюд Скажите себе я хочу почувствовать энергию буквы ' и соединить верхние и нижние воды, Мысленно введите букву ' Йюд в солнечное сплетение, Почувствуйте её энергию, которая расходится вверх и вниз, раскрывая нижнюю букву ם, и соединяя верхние и нижние воды. Побудте в этом энергетическом состоянии.
автор текста: р. Ефим Свирский |
Комментарии
Конечно человек должен расти. Но человек может выполнить своё предначертание только будучи самим собой.
Корах захотел позицию, которая была не его, и для этого был готов отрицать точность передачи Торы Моше Рабейну.
Это разрушало все